• FaceBook
  • Google Plus
  • Twitter
  • Vkontakte
  • RSS via FeedBurner
  • Email FeedBurner

Реал или виртуал в жизни ребенка




В статье «Операционная система для ребенка» К.Кондратьев предлагает вариант операционной системы для ребенка от трех лет, который поддерживается Томским педагогическим университетом.

Основываясь на собственном родительском опыте и большом стаже педагогической работы, в том числе и с детьми, хотелось бы выразить свое мнение по вопросу о компьютере в жизни детей.

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, это уже неоспоримый факт. Понятно, что ребенку в какое-то время нужно будет освоить компьютер, по крайней мере на уровне пользователя. Какое место в жизни ребенка может занимать компьютер (то, что называется виртуалом)?

Меня всегда удивляли рекомендации врачей об оптимальном количестве времени, которое ребенок может проводить за компьютером. Например, в возрасте 14 лет – не более 1,5 часов в день с обязательным перерывом, а до 7-и лет ребенок вообще не должен подходить к компьютеру. В теории все это, конечно, верно.

Но как в реальной жизни все это осуществить? Если маленький ребенок видит, что кто-то из взрослых с увлечением работает на компьютере, какая сила его удержит от того, чтобы не подойти поближе? Нажать на клавишу или пошевелить мышку? Дети любознательны, схватывают все на лету, увлекаются и пошло-поехало.  А если еще попадается интересная компьютерная игра?

Мы все это проходили, причем в то время, когда персональные компьютеры только-только еще стали появляться, интернета еще не было. Но компьютерные игрушки, конечно, были. Как сейчас помню этого прыгающего принца с жуткой по нынешним меркам графикой, который преодолевал все препятствия благодаря ловкому управлению со стороны пользователя компьютера. Оторвать ребенка было невозможно. Нами было принято жесткое решение – очистить винчестер (жесткий диск нашего первого компьютера) от игр, что и было сделано. Игр нет, Интернета не было в помине – мир в доме.

Правда, пришлось хорошо поискать в реальной жизни (в свободное от работы время), что ребенку может быть интересно помимо компьютера, – рисование, плавание, пение, английский язык, шахматы, книги, музыка. Конечно, такие интересы были найдены и компьютер отошел на второй-третий план, так как на него времени у ребенка не хватало. Начинать искать такие не связанные с компьютером интересы у ребенка  нужно, с моей точки зрения, как можно раньше, с 3-4 лет.

По поводу интересов, напрямую связанных с компьютерами, вспоминается такая история. Маленького компьютерного вундеркинда 7-и лет мама привела ко мне занятия, когда он только пошел в первый класс, а персональные компьютеры еще не получили такого распространения, как сейчас. Он был самый маленький в компьютерной группе и его взяли только потому, что его мама очень об этом просила. Мама оказалась права – у ребенка действительно был Талант (с большой буквы), он схватывал все на лету. Правда, что-то записать в тетрадь было для него проблемой, он еще практически не умел писать. При этом он мгновенно осваивал любые компьютерные программы, внутренним чутьем понимал, как все это работает, будто бы он сам участвовал в создании этих программных продуктов.  Но такие дети, имеющие компьютерный Талант, – редкость.

Чтобы понять, к чему у ребенка есть способности, родителям надо создать ему условия для выявления этих талантов. Как можно создать условия?  Например,  купить краски и начать с ним заниматься рисованием. Или отвести на кружок по рисованию, если родители рисовать не умеют.  Если с рисованием у ребенка не пошло,  надо искать дальше.

Когда такой интерес найден, стоит его развивать, чтобы ребенок учился преодолевать препятствия, добиваться успехов, не бросать начатое из-за каких-то неудач. В жизни все это ему пригодится.

Компьютерная грамотность  детям нужна, а с какого возраста и в каких пределах – это решать родителям. Во всем нужна мера, и с компьютером в том числе. Нельзя забывать и о том, что в детском возрасте (от трех лет) проще выявлять способности ребенка в реальном мире и создавать условия для их развития, а компьютер – или подождет, или в небольших дозах.

Если есть реальные способности к рисованию,  музыке или еще чему-либо, а также базовые знания и умения в этой области,  тогда найти им применение в компьютерном мире гораздо проще. Например, ребенок, который занимается в художественной школе или увлекается фотографией, гораздо эффективнее освоит фотошоп  на компьютере, в возрасте, скажем, 11-13 лет, чем его ровесник, который тоже имеет художественные способности, но никогда не занимался рисунком и не развивал эти способности.

Компьютер не должен и не может заменять ребенку реального мира во всем его многообразии. Все хорошо в меру.

Видео «Почему дети уходят в социальные сети?»

 

P.S. Рекомендую также прочитать:

Операционная система для ребенка

Как защитить детей на YouTube — Режим безопасности

Как я учила шестилетнюю дочь программированию

Детский браузер Гогуль на базе Mozilla Firefox


P.P.S. Чтобы подписаться на получение новых статей, которых еще нет на блоге:
1) Введите Ваш e-mail адрес в эту форму:


2) На Ваш e-mail придёт письмо для активации подписки. Обязательно кликните по указанной там ссылке, чтобы подтвердить добровольность своей подписки: подробнее с видеоуроком

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Комментарии: 4 к “Реал или виртуал в жизни ребенка”

  • Сергей:

    Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми . Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая.

  • Александр:

    Сейчас публикуется достаточно много статей и книг, в которых американские психологи и гигиенисты изучают влияние компьютера на психическое физическое развитие детей. На основании этих исследований специалисты считают, что все-таки компьютеры могут быть опасны для здоровья детей, если не ограничивать время их пребывания за монитором. Ситуация осложняется тем, что дети иногда не говорят о своих недомоганиях.

  • Игнат:

    Знакомство с интернетом и компьютером – очень ответственный момент, как для родителей, так и для самого ребенка.

  • Виктор:

    Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но ни один компьютер никогда не заменит простого эмоционального общения со сверстниками, родителями и близкими.
    Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.