Домик в системном блоке


Андрюше купили компьютер. Собрали, поставили на стол. Это были монитор, клавиатура, мышка, звуковые колонки. Системный блок остался под столом на отдельной подставке. Компьютер включили, он заработал.

 Сказка про компьютер

Андрюша увидел, что на компьютере можно писать, читать, слушать музыку, смотреть любимые фильмы, играть в компьютерные игры и делать еще много-много других интересных дел.

Андрюша был очень любопытным мальчиком. Он как-то сразу догадался, что на столе у него стоят не самые главные части компьютера. «Наверняка, самое главное находится в этом ящичке, называемым системным блоком», — подумал мальчик. И ему очень хотелось заглянуть туда внутрь, чтобы посмотреть, как это все работает.

домик в системном блокеОднажды Андрюша остался дома один. Родители ему доверяли и были уверены, что он не станет делать неразрешенных действий. Андрюша знал, что нельзя без родителей открывать крышку системного блока компьютера, хоть это ему очень хотелось сделать. А спросить родителей он боялся, боялся, что ему могут запретить работать на компьютере, к которому он уже привык, научившись делать много интересных дел с его помощью.

Так вот, оставшись один, Андрюша сильно заигрался в новую игру. Увлекся так, что не заметил даже, как за окном стемнело. «Странно», — подумал Андрюша, — «уже вечер, а я один дома. И так хочется заглянуть внутрь системного блока, прямо сил нет, чтобы удержаться».

Вдруг слева от себя на столе он увидел папины инструменты, и отвертку, которая позволила бы ему отвинтить винтики, удерживающие крышку системного блока. Больше ни о чем не думая, Андрюша решительно взял отвертку, встал со стула, наклонился над системным блоком, приложил отвертку к первому винтику и…

Неожиданно крышка системного блока исчезла, растворившись в воздухе, открыв Андрюше всю начинку. А сам Андрюша, выдохнув воздух, вдруг уменьшился настолько, что теперь мог войти внутрь этого таинственного домика.

Андрюша был мальчик смелый и решительный. Он не испугался своему неожиданному перевоплощению, и решил воспользоваться предоставленной возможностью заглянуть внутрь туда, куда его манило желание узнать, как все это работает.

Он решительно шагнул внутрь домика, который теперь стал для него большой загадочной башней. Первое, что он увидел, был красивый разноцветный пол, будто паркетный, который был в их квартире. Но цвета он был зеленого, переливчатого, и на нем были жестко закреплены различные непонятные вещицы. Они были разных цветов с надписями на непонятном языке, с цифрами, которые ничего Андрюше не говорили.

сказка про компьютер

Помещение, которое находилось на этом переливчатом полу, было разделено на комнаты без дверей. Только необычные тонкие стенки разделяли эти помещения. На них, как и на полу, были закреплены такие же непонятные вещицы, и цвета эти стенки были под стать полу.

Стенки крепились к полу необычным образом. Они были воткнуты в длинные узкие черные ящички, немного возвышавшиеся над полом. Эти ящички напоминали Андрюше длинные  невысокие цветочные клумбы, те самые, которые мама устанавливала каждое лето на балконе, куда она насыпала землю и где потом вырастали красивые цветы. Только здесь в них не было земли, а стенки просто вставлялись в узкие клумбы так, что стояли строго вертикально и неподвижно.

Сначала Андрюша хотел пройти по комнатам, думая, что именно в них происходит то, отчего компьютер работает. Но потом он понял, что эти комнаты без дверей никакой роли не играют, поскольку в них ничего не случалось. И к тому же все они были похожи одна на другую. Также на полу были и пустые клумбы, в которых не были вставлены стенки. Все это вместе взятое все равно ничего не могло объяснить Андрюше.

Он уж было расстроился, как вдруг раздался очень похожий на папин голос, только немного глухой и как бы издали, который спросил:

— Андрюша, что ты хочешь узнать про системный блок?

— А ты кто? — переспросил Андрюша.

— Я процессор, самое главное устройство компьютера, — ответил голос.

— Ты профессор? — снова перепросил Андрюша, еще раз удивившись, что голос этого профессора был ну очень похожим на голос папы.

— Нет, не профессор, а процессор, хотя это очень даже похоже. Хм, «процессор», «профессор», – немного снизив тон, повторил папенькин голос.

— А где ты, и что ты делаешь здесь? — задал мальчик сразу два вопроса. Ведь ему было, во-первых, некогда, ведь могут вот-вот вернуться родители. И, во-вторых, Андрюша хотел узнать все и сразу. Правда ведь, как это на нас всех похоже?!

— Пройди мимо всех «стенок» и увидишь меня. Я большой, высокий, стою на кроватке, и надо мною постоянно кружится вентилятор. Моя кроватка намного больше, чем слоты, которые ты принял за клумбы. Они узкие и длинные, а кроватка большая, широкая и квадратная.

Андрюша не заставил себя ждать, прошел в указанное место и увидел кроватку, похожую на большую квадратную мамину клумбу, которую мама ставила в самом центре балкона. И уже на этой кроватке он узнал процессора (ну точно, профессор, только почему-то квадратный!):

— Я тебя вижу, Процессор. А что ты делаешь, и зачем тебе вентилятор?

— Я управляю всем компьютером, я умею быстро-быстро считать. Так быстро, что мне становится жарко, и поэтому мне полагается отдельный вентилятор, — ответил процессор.

— Как интересно! — восхитился Андрюша. — А я ведь тоже умею считать, устно, в столбик или на калькуляторе. И ты также это делаешь?

— Не совсем так, — ответил процессор. — Я получаю цифры по дорожке, которая называется шиной данных. Это по той дорожке, по которой ты пришел ко мне. Она спрятана под полом, поэтому ты ее не видишь. Тебе виден только зеленый лак, который ее покрывает. Потом я проделываю с этими цифрами различные действия…

— Умножение, деление, сложение, вычитание, — перебил процессора нетерпеливый Андрюша. Он хоть и был воспитанный мальчик, и понимал, что нельзя перебивать взрослых, но не знал, является ли процессор взрослым, хотя голос его очень был похож на голос папы.

Процессор терпеливо выждал, пока Андрюша закончил перечислять известные ему арифметические операции. Он был очень терпеливый, мог терпеть любые трудности, решать любые сложные задачи, выдерживать холод и жару, никогда не ломался. В общем, был тверд, словно камень. Недаром на жаргоне производителей компьютеров его иногда так и называли «камень». Затем процессор продолжил:

— Результаты вычислений я отправляю обратно по шине данных, по известной тебе дорожке. Видишь ее?

— Да, вижу, — ответил Андрюша. — Но как ты узнаёшь, откуда эти данные пришли, и куда их надо отправить обратно?

— Рядом с шиной данных находится шина адреса. По адресу я всегда точно знаю, кто мне прислал данные, и куда их надо отправлять обратно. Шины адреса и шины данных проложены рядом, ты их даже не сможешь отличить друг от друга. Тебе они видны, как одно целое.

— А где находятся те, кто присылает тебе данные, и которым ты отправляешь свои данные? Как их найти? — задал вопрос Андрюша и стал оглядываться в поисках этих адресатов. — Я их не вижу, только стенки, стенки, стенки.

— А это и есть мои адресаты! — ответил процессор. — Через слоты расширения или через специальные разъемы, которые тебе напоминают мамины клумбы, они соединены с той же шиной данных и шиной адреса. Поэтому мы легко и просто общаемся друг с другом, как будто соединены воедино.

— И как это работает? — задал свой давно волнующий вопрос Андрюша.

— Смотри, как это происходит, — сказал Процессор. И вдруг вентилятор над ним загудел. Процессор как будто бы ожил, шины данных и шины адреса засветились, стенки тоже стали подсвечиваться. И процессор продолжал говорить папиным голосом:

— Гляди, сейчас данные побегут от меня к той дальней стенке, видишь ее? Это видеокарта, которая соединена с твоим монитором, стоящем на столе, — пояснил процессор.

И тут Андрюша увидел, как желтый сигнал побежал от процессора по шине под полом так, что можно было проследить глазами, как он движется. Сигнал пришел к дальней стенке, к видео карте. И в то же мгновение на экране монитора появилась красивая картинка. Монитор был высоко, он стоял на столе, но Андрюша разглядел, как он преобразился, стал привлекательным и разноцветным.

— А вот сигнал идет ко мне от мышки, которая тоже стоит на твоем столе. Сигнал от нее идет через порт, расположенный вон на той стенке, — указал Процессор Андрюше направление, куда надо посмотреть. И мальчик увидел, как сигнал побежал под полом уже в направлении процессора. Как только сигнал пришел к процессору, тот быстро его обработал, и Андрюша увидел, как на экране монитора курсор мышки переместился из одного края к другому.

— Во, как быстро! — восхитился мальчик. — А где хранятся мои любимые программы?

— Они хранятся в винчестере, или иными словами на жестком диске. Он закреплен отдельно, вон там, — указал процессор на место расположения жесткого диска, которое возвышалось на полом. И от винчестера к полу шел разноцветный красивый кабель.  — С помощью этого кабельного соединения я могу получать от винчестера данные, и также могу отправлять эти данные ему.

— А где находятся мои любимые игры в то время, когда я в них играю? — задал очередной вопрос мальчик.

— В оперативной памяти, расположенной на полу, — ответил Процессор. — Оперативная память тоже похожа на стенки, только маленькой высоты, видишь их? Кстати, я забыл тебе сказать, что пол, на котором ты сейчас стоишь, называется материнской платой компьютера.

— Да, конечно, вот они, блоки памяти! — радостно воскликнул Андрюша. — Получается, что одни данные хранятся на жестком диске, а другие в оперативной памяти. А кто из них все-таки важнее для компьютера: жесткий диск или оперативная память?

— Каждый из них, жесткий диск и оперативная память, считают, что они главнее других, — ответил Процессор, смеясь. — Жесткий диск считает себя самым главным потому, что он хранит все данные даже при выключении компьютера, он никогда их не забывает. А оперативная память считает себя главной, поскольку именно в ней происходит решение всех задач в то время, когда компьютер включен и работает. И оперативная память работает намного быстрее жесткого диска.

— И чему же ты смеешься? — спросил мальчик.

— А ты разве не догадался?

— Нет…

— А потому, что всех главнее все-таки пу… му… шу… — голос вдруг стал затухать, и Андрюша так и не расслышал, кто главнее всех в компьютере. Он силился расслышать, но вместо этого у него начало кружиться в глазах, пол стал уходить из-под ног.

Андрюша вдруг почувствовал себя невесомым, легко поднялся вверх сам собою, полетел, полетел… Потом стал опускаться, закрыл глаза, открыл их вновь и… увидел, что он уже лежит в своей кровати, а над ним склонился папа:

— Что же это ты, друг мой, заснул прямо возле компьютера? — спросил отец.

— А я разве спал? — удивился Андрюша. — Я не спал, я хотел заглянуть внутрь…

Тут он осекся, ведь нельзя же говорить, что ему хотелось открыть системный блок и заглянуть туда внутрь, раз ему это не разрешали делать родители.

— Куда заглянуть? — спросил папа.

— Да, нет, — ответил Андрюша, и быстро сообразил, как исправить ситуацию. —  Я не это хотел сказать. Я хотел сказать, что я теперь знаю, откуда звучит музыка на компьютере. Она звучит из аудио платы, через подключенные к ней колонки. А сигналы в аудио плату посылает процессор по шине данных, к которой аудио плата подключена через слот расширения материнской платы системного блока!

Папа удивился, но ничего не нашелся ответить по существу:

— Ну и дела! Где ты это прочитал? Нельзя одного оставить без присмотра…

— Папа, а кто главнее в компьютере, процессор, жесткий диск или оперативная память? – спросил неугомонный мальчик уже вслед отцу, который ничего на это не ответил, а лишь выключил свет в спальне, и молча закрыл за собой дверь…

P.S. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец! Продолжение следует:

1. Сказка про мудрого правителя Процессора, про злого Вируса и неутомимого Анти Вируса

2. Сказка про Главный файл

3. Игра «Угадай задуманное число» с помощью калькулятора Windows

4. Что такое гаджет и что такое виджет?



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Комментарии: 5 к “Домик в системном блоке”