• FaceBook
  • Google Plus
  • Twitter
  • Vkontakte
  • RSS via FeedBurner
  • Email FeedBurner

Обо мне

Надежда Широбокова фотоРада Вас здесь приветствовать!
Меня зовут Надежда Широбокова, я автор двух блогов:
“Компьютерная грамотность с Надеждой” (тот, на котором Вы читаете эти строки) и
Интернет-грамотность с Надеждой“.

Теперь уже трудно провести четкую грань между компьютером и интернетом, а мои блоги создавались в то время, когда грань была. Грань практически исчезла, а блоги остались.

В свое время я окончила математико-механический факультет Ленинградского Государственного университета (ЛГУ, теперь это СПбГУ) по специальности “математик, преподаватель”. Информатика как предмет тогда еще не сформировалась. Мы изучали математику, численные методы и программирование.

 

В университете я впервые познакомилась с электронно-вычислительной машиной (ЭВМ). Правда, на младших курсах я, как и другие студенты, саму ЭВМ не видела, потому что она находилась в машинном зале, превышающем размеры университетского спортивного зала, а допуск туда был строго запрещен.

В те годы мы программировали на бумаге, а программу набивали на перфокарты, которые сдавали в вычислительный центр. Чтобы что-то изменить в программе, надо было перебить неправильные перфокарты и сдать их в  машинный зал снова. Так бегаешь до тех пор, пока не устранишь все ошибки и не отладишь программу. Ура! Тогда можно уже и зачет по программированию получать.

На старших курсах я летом работала оператором ЭВМ в машинном зале. Это была увлекательная работа. ЭВМ мне тогда казалась настоящим чудом техники. Теперь я сама могла загружать перфокарты в ЭВМ. Как быстро и красиво она считывала с перфокарт информацию – дух захватывало! А уж как почетно было арестовывать перфокарты с зависающими программами студентов, Вы можете догадаться сами

Через некоторое время заветный диплом об окончании Ленинградского Государственного университета был получен.

В то время распределение на работу было обязательным. Среди предложенных вариантов наиболее интересной мне показалась должность программиста в  очень перспективном институте, где особое внимание уделялось автоматизации управления предприятием.

Работала я в только что созданной лаборатории прикладного программного обеспечения, где были собраны вчерашние выпускники различных  ленинградских вузов. Прогресс не стоял на месте, и мы уже не загружали перфокарты в ЭВМ, а использовали дисплеи , которые к этой ЭВМ были подключены. (Кстати, дисплей – это дедушка монитора с клавиатурой.)

В моей работе было важно не просто написать пакет программ, но и отладить его так, чтобы заранее предусмотреть все возможные потребности пользователей. Приходилось переделывать одну и ту же программу много раз, чтобы добиться желаемого результата.

Впоследствии я всегда говорила своим ученикам, что сделать ошибку в программе совсем не страшно. Главное – найти ее и понять, в чем именно она заключается. Как и в жизни, в программировании мы на ошибках учимся и совершенствуемся.

Наш проект по разработке автоматизированной системы управления предприятием оказался очень успешным. За его разработку наша лаборатория получила серебряную медаль ВДНХ СССР.

Отчасти поэтому мы одними из первых в стране стали обладателями персональных компьютеров, которые приходили к нам из-за рубежа вместе с  современным на тот момент программным обеспечением.  Это о многом говорило: тогда один подобный компьютер мог стоить столько же, сколько, например, 2 новых автомобиля “Волги”. Да и достать его даже при наличии денег было крайне сложно. Не проще была ситуация и с программным обеспечением, и с дискетами, которые постоянно были, что называется, “в дефиците”.

Но наша лаборатория находилась в стороне от всех этих проблем. Нам регулярно поставляли все необходимое оборудование, поэтому мы всегда были в курсе последних достижений и разработок в области компьютеров и программирования. Это научило меня ориентироваться в стремительно меняющемся мире компьютеров, а также пригодилось в моей преподавательской практике, которой я посвятила значительную часть своей жизни.

Я перешла работать в государственное образовательное учреждение дополнительного образования. Учитывая прогрессирующие компьютерные реалии, на базе нашего учреждения была создана опытно-экспериментальная площадка, где создавались и внедрялись практические методы  преподавания компьютерных технологий.

Во времена быстрых изменений мне приходилось не только заниматься обучением других, но и самой постоянно изучать новые программы и технологии, разрабатывать методики и сразу внедрять их в практику преподавания. Фактически каждый новый учебный год не был похож на предыдущий, старые учебные программы заменялись на новые, либо подвергались существенным доработкам. Изменялись и подходы к обучению. За несколько лет мы шагнули от школьной доски и мела к персональному компьютеру и интернету.

Впрочем, сейчас мир компьютеров меняется не менее стремительно. Новые компьютерные технологии требуют новых методик преподавания. Наиболее перспективным способом обучения я считаю обучение через интернет. Оно и понятно: интернет делает информацию доступной для каждого вне зависимости от его возраста, профессии или места, где он живет. И еще один плюс: получить информацию в интернете можно в любое время суток, недели, года. Хорошо понимая все это, я решила создать этот блог, который поможет постигнуть азы компьютерной грамотности любому, кто этого захочет.

О блоге “Компьютерная грамотность с Надеждой”

Этот блог создан для людей любого возраста, которые  хотят самостоятельно овладеть компьютерной грамотностью, либо повысить комп.грамотность или помочь в этом своим родственникам, друзьям, знакомым.

Сегодня компьютерная грамотность приравнивается к умению читать и писать.

Под компьютерной грамотностью я буду понимать  владение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере.

Как Вы думаете, может ли компьютер сам составить отчет или отправить его начальнику? Нет, не может. Компьютер – это инструмент, который поможет Вам как составить отчет, так и  отправить его начальнику. Голову этот инструмент не заменит, зато существенно упростит Вашу работу.

А может ли компьютер сам сосчитать количество товаров на складе? Может, если на Вашем компьютере установлена соответствующая программа, в которую Вы ввели все данные о движении товаров.

В моем блоге я расскажу Вам

  • о том, что компьютер может сделать сам,
  • о том, что он сам сделать никак не может,
  • а также о том, как он может помочь Вам в жизни.

Помните, что компьютер – это отличный инструмент и прекрасный помощник. Если Вы умеете им пользоваться.

Компьютерная грамотность – термин широкий и неоднозначный. Во-первых, каждый понимает его по-своему. Во-вторых, с течением  времени это понятие претерпевает заметные изменения, причем, это происходит не только у отдельно взятого пользователя, но и в обществе. Объясню это на примерах.

Лет 25 тому назад разве можно было назвать “компьютерно грамотным” того пользователя, который не знал основ программирования? Конечно, нет.  А вот уметь пользоваться мышкой было не нужно: ее тогда и в помине не было.

Но то были другие времена. Уровень развития техники и программного обеспечения был совсем иным. А пользователями компьютеров был узкий круг системных и прикладных программистов.

Лет 10 тому назад “компьютерно-грамотный” пользователь должен был знать инструментальные программы для работы с операционными системами (например, Norton Commander). Они значительно упрощали работу с компьютером и не требовали знания программирования.

Сегодня же немногие знают эти инструментальные программы. С появлением Windows компьютерный мир в очередной раз перевернулся. На первый план вышли мышки и окна. А за ними и всемогущий интернет.

Впрочем, прогресс не стоит на месте. Пройдет еще лет 10 и понятие компьютерной грамотности снова изменится.

Большой путь всегда начинается с одного шага. Если Вы захотели открыть для себя мир компьютера, мой блог может стать для Вас Вашим первым шагом. Желаю Вам успехов на пути приобретения и постепенного повышения компьютерной грамотности! Я буду рада нашему дальнейшему сотрудничеству.

Если у Вас есть вопросы по компьютерной грамотности, прошу задавать их в комментариях к любой статье на этом блоге. На комментарии я отвечаю в первую очередь. Мой ответ на комментарий автоматически придет к Вам на электронную почту.

Мои позывные в Интернете

1) Чтобы написать мне письмо на этом сайте, перейдите по ссылке на страницу сайта: Контакты.

Мои страницы в Интернете:

2) Я ВКонтакте

3) Мой Facebook

4) Я в Твиттере

5) В Google+

6) Являюсь администратором открытой группы ВКонтакте “Компьютерная грамотность“, присоединяйтесь.

7) Моя страница на Фейсбуке “Компьютерная грамотность с Надеждой“. Если Вы зарегистрированы на Фейсбуке, нажмите “Нравится”.

8) Веду открытую группу на Subscribe “Компьютерная грамотность“, приглашаю вступить в группу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Комментарии: 29 к “Обо мне”

  • Anna:

    Спасибо! Обязательно воспользуюсь!

  • Николай:

    Доступ к моим файлам только у меня? Или нужно что то дополнительно делать что бы никто не мог просмотреть мои файлы.

    • Надежда:

      Антивирус нужен, чтобы предотвратить попадание в компьютер вирусов и шпионов. Особо важные файлы можно архивировать с паролем. Только самому не нужно забывать пароль, его лучше куда-то записать на бумажный носитель (в бумажный блокнот), иначе потом сами не расшифруете.
      Например, можно использовать программу WinRar, чтобы поставить пароль: https://www.compgramotnost.ru/arxivaciya-i-vosstanovlenie/sozdanie-arxiva-s-parolem-s-pomoshhyu-programmy-winrar

  • Светлана:

    Здравствуйте Надежда!
    Подскажите, пожалуйста, как эффективно проводить уроки он-лайн. Пробовала через скайп – неудобно. если можете подскажите программу или функцию скайп, чтобы можно было писать легко математические формулы как ручкой на экране, чтобы было легко и мне и ученику. видела на ютубе прозрачный экран и преподаватель пишет прямо на экране белыми буквами от руки. что это за программа? может подскажите как удобно преподавать математику в режиме он-лайн. Заранее благодарю.

    • Надежда:

      Здравствуйте, Светлана.
      В Скайпе есть функция “Демонстрация экрана”, которая позволяет показать ученику во время занятия показать свой экран, свой рабочий стол, где Вы уже можете писать формулы “от руки” в любом удобном для Вас редакторе. Либо можно показать со своего экрана картинки с готовыми формулами, например, заранее сделанными Вами в программе Word или в презентации Power Point, в общем, как Вам удобнее и больше подходит ученику.
      Подробнее про эту функцию https://www.compgramotnost.ru/programmy/kak-pokazat-sobesedniku-po-skajpu-to-chto-proishodit-u-vas-na-ekrane

      Насчет Ютуба. Есть, например, программа Camtasia Studio, которая предназначена для записи собственных уроков с показом своего рабочего стола. В этой программе можно, в частности, писать что-то “от руки” (“карандашом”) по прозрачному экрану и т.д. Например, в конце статьи есть мой урок, записанный с помощью этой программы
      https://www.compgramotnost.ru/programmy/video-roliki-youtube-16-shagov-k-udobstvu-prosmotra

      После записи такого урока с помощью программы Camtasia Studio, Вы можете с помощью демонстрации экрана в Скайпе показать его на своем рабочем столе, который одновременно с Вами видят Ваши ученики.

      Также можно попробовать после соответствующих тренировок писать формулы и любой текст, например, в простой программе Paint
      https://www.compgramotnost.ru/gruppa-kompyuternaya-gramotnost/podpis-pod-foto-s-videourokom

      В этой программе есть инструменты, наподобие карандаша, ими можно писать на экране все, что угодно. Желательно сначала потренироваться делать это с помощью компьютерной мышки.

      Главное одно: Вы открываете ученикам возможность видеть рабочий стол Вашего компьютера с помощью соответствующей функции Скайпа. А затем на Вашем рабочем столе Вы можете показывать все, что угодно: заранее подготовленные файлы, презентации, просто чистые листы Word, Excel, Power Point, Paint и прочие, на которых Вы можете писать с помощью клавиатуры и мышки все, что угодно. и это будут синхронно видеть Ваши ученики на своих мониторах.

  • Варенкашвили Дарья Сергеевна:

    хочу зарегистрироваться в яндексе

  • Татьяна:

    Здравствуйте Надежда! Большое спасибо за ваши уроки и за помощь понять “Компьютерную грамотность”. Хотя я не очень все понимаю, но очень рада, что есть такой блог. Спасибо за Ваш труд и большой удачи в работе. С уважением, Татьяна.

  • Юрий Терещенко:

    Уважаемая Надежда! Случайно, как водится, обнаружил Вас в интернете – и порадовался за Вас: очень нравится, как Вы работаете: объясняете доходчиво, владеете хорошим русским языком, пишите без канцеляризмов и ошибок. Я – в прошлом пишущий журналист (“Новый мир”, “Известия”), литератор; последние лет 20 преподаю риторику. Хочу заняться уроками по скайпу – и уперся лбом в стену: компъютерно-интернетной грамоты не хватает катастрофически! Стыд и позор. Читать и писать научиться легче! Вроде и не самый тупой, два советских вуза за плечами, в том числе, технический.
    Может, что посоветуете мне, наивному. Вам – веришь, особенно на фоне многих других.
    С искренним уважением, Юрий.

    • Надежда:

      Уважаемый Юрий, в свое время у меня была масса сомнений, прежде чем я решилась перейти на обучение пользователей из офлайна в онлайн. Теперь жалко времени, потраченного когда-то на эти сомнения.
      Есть такая проблема – психологический барьер к работе в Интернете. Я в свое время его преодолела, дав себе слово, что хотя бы попробую…

      Вообще, Скайп – это дружественная программа, не требующая особого освоения. Она устанавливается прямо из Интернета. Только компьютер должен иметь соответствующую мощность, чтобы «потянуть» эту программу. Подробнее: https://www.compgramotnost.ru/programmy/5-shagov-dlya-pervogo-zvonka-po-skype

      Попробовать работать на Скайпе можно с кем-то из Ваших знакомых, у которых тоже есть Скайп. Просто надо ему (им) позвонить по адресу Скайпа (по логину), который он (они ) должен (должны) Вам сообщить.

      И Вы получите своего рода видеотелефон: говорите и смотрите на собеседника. Потом можно освоить более сложные функции, например, демонстрировать Вашим собеседникам Ваши файлы.

      Да, и еще, для Скайпа нужен хороший быстрый Интернет, и желательно безлимитный. Иначе видео изображение может «съесть» много оплачиваемого трафика.

  • Хрофт:

    Добрый день. Я опытный программист и системный администратор, и совершенно случайно забрёл на Ваш блог. Очень приятно и профессионально написанный материал для начинающих или раскрывающих свои знания более подробно специалистов. Спасибо за Ваш труд и большой удачи в работе :) С уважением, Хрофт

  • Вадим:

    Надежда,как часто нужно переустанавливать операционку и можно ли ее вообще не переустанавливать если система работает более менее удовлетворительно?

    • Надежда:

      Вадим, если операционная система работает стабильно, то нет никаких оснований, чтобы заниматься ее переустановкой. Не нужно без надобности менять операционную систему.

  • Дмитрий:

    Цитата: Меня зовут Надежда Широбокова, я автор блогов «Компьютерная грамотность с Надеждой» и «Интернет-грамотность с Надеждой».
    Так где искать ответы на вопросы об Интернет, здесь–http://www.inetgramotnost.ru/ или здесь–https://www.compgramotnost.ru/internet-gramotnost ?
    Заранее благодарен.

    • Надежда:

      Здравствуйте, Дмитрий.
      Так сложилось давно, в то время, когда компьютеры могли жить без интернета. Сейчас провести четкую грань между понятиями “компьютер” и “интернет” практически невозможно. Эта грань уже размылась, а блоги остались.
      Про подключение к интернету ответы можно искать на блоге “Интернет-грамотность”, есть даже бесплатный курс https://www.compgramotnost.ru/landing/o-dostupe-v-internet-dlya-nachinayushhih-polzovatelej-2/
      А вообще, задавайте вопросы к любой статье на любом из двух блогов независимо от содержания статьи. Я отвечу и дам ссылку на статью, если такая есть.

  • Валентина:

    Надежда, добрый день!!!! Делаю первые шаги в интернете, много вопросов, освоение дается очень не просто. Сейчас ищу ответ на вопрос : как авторизовать и зарегистрировать Яндекс – деньги,попала на вашу страницу и решила познакомиться.

    • Надежда:

      Здравствуйте, Валентина. Да, как известно, тяжело в ученьи…
      Если хватит терпения и мужества не бросать все на полпути, то постепенно в голове все более менее уляжется, но, повторюсь, со временем и при некоторой настойчивости.
      Если есть вопросы, спрашивайте в комментариях к любой статье, даже если вопрос не по теме той или иной статьи (это неважно), я отвечу.

  • Moshe:

    Здравствуйте, Надежда.
    Мне пришло письмо. С вложенным файлом. После двойного клика левой файл открылся, но таким петитом, что надо читать с лупой; так же и распечатался. К тому же он на английском, вследствие чего мне нужен словарь (выделяю слово – переношу в Мультитран).
    Копировать из Outlook в Word интересующую меня часть не удается. Курсор преобразуется в кружок, перечеркнутый наискось диаметром, это не выделяет текста – тащит в сторону. Копирую весь файл в Word. Теперь при попытке выделить часть текста курсор выглядит перекрестием со стрелками и конвертиком.
    Моя операционная система – Windows 7. До её насильственного внедрения была XP, и там я в Ворде нынешних печалей не знал. Я пошел в Интернет за помощью, но потерпел поражение. Я нашел только известное мне толкование крестику: « Курсор перемещения» и ненужное – « Курсор запрета действия» (красный кружок, а у меня появлялся черный).
    Нимало не сомневаюсь, что моя вина: неумело ищу. Подскажите, пожалуйста, где для меня описаны все курсоры, применяемые в Word, Internet, Outlook.

    • Надежда:

      Здравствуйте. Вероятно, по электронной почте Вы получили файл с расширением .pdf, в котором автор письма установил запрет на копирование информации. Поэтому Вам не удается с ним ничего сделать, кроме распечатки. Если Вам этого недостаточно, то нужно написать ответ автору письма о том, что присланный файл прочитать невозможно. Тогда автор письма, адресованного Вам, пришлет другое письмо, где все будет читаться. Если же автор письма не отреагирует на Ваш запрос, то значит ему не нужно, чтобы Вы смогли прочитать его письмо, а значит и не нужно Вам пытаться это делать.
      Вы уверены, что присланное Вам письмо – это не спам, который сейчас рассылается в большом количестве? Спам лучше удалять, даже не открывая присланное письмо. Иначе даже можно занести в свой компьютер вирус от автора спама.

    • Надежда:

      Да, вот здесь есть формы курсора: https://www.compgramotnost.ru/klaviatura-mysh/rabota-s-kompyuternoj-myshyu

  • Олег:

    Здравствуйте,Надежда!Неожиданно для себя я нашёл ответ на мучающий меня вопрос.Вначале я прочитал то,что мне нужно было,а потом у меня появилось естественное желание узнать автора.В интернете всего полно:от мудрости,как Вы сказали в одном месте,до откровенного дерьма и пошлости.Оказалось,что автор-милая, очаровательная и к тому же мудрая женщина.Комментариев не читал,предпочитаю иметь собственное мнение,но позже обязательно прочитаю.Думаю,что они совпадут с моим мнением.У меня к Вам один вопрос,который я хотел бы задать,как говорится,по личке и получить на него честный откровенный ответ.Этот вопрос касается интернета,а точнее,игр и возможности заработать деньги в интернете.Но вопрос касается конкретных игр.С искренним уважением,Олег.P.S.Я-пожилой “чайник”.

    • Надежда:

      Здравствуйте, Олег.
      В личку пишите через “Контакты” https://www.compgramotnost.ru/kontaktu.
      Это сообщение прочитаю только я и отвечу тоже только я.
      Деньги в Интернете заработать можно, но как Вы правильно написали, именно заработать. Насчет игр – я не являюсь специалистом в этой области. Знаю, что в области игр заработать можно. Например, есть каналы на Youtube, где просто показывают, как пройти тот или иной уровень игры. Эти каналы монетизируют, например, с помощью рекламы Google Adsense и получают доход. Вас, вероятно, интересует что-то другое.

  • Арайлым:

    Добрвй день,вы мне уже ответили,но я (((не поняла.Как с казахстана отправить по сайту деньги за акафист#провославный болгар#.яндекс кошелька нет

    • Надежда:

      Здравствуйте.
      Вот статья про то, как на вашем сайте принимают оплату и перечислены способы, как им можно оплатить:
      https://www.compgramotnost.ru/elektronnye-dengi/kak-provesti-oplatu-uslug-na-sajte-po-forme-ot-yandeksa

      На вашем сайте оплату принимают с помощью банковской карты Visa, MasterCard или через мобильный телефон МТС, Билайн, Мегафон, Теле2. Вероятно, вам подойдет только способ с помощью банковской карты Visa, MasterCard.
      А вообще, на вашем сайте есть обратная связь по e-mail molitva-bolgar собачка mail.ru

  • Лада:

    Большое спасибо, Надюша! Ваш блог очень информативен!! Нашла кое-что и для себя…

  • любовь:

    Как мне попасть на свою страницу в эл. почте?

    • Надежда:

      Если почта, например, на Яндексе, то
      1)надо открыть Яндекс,
      2) в правом верхнем углу есть “Почта”, где следует ввести свой логин и пароль,
      3) нажать на кнопку “Войти”.
      Откроется личная страница в эл.почте.

  • Дмитрий:

    Здравствуйте Надежда!!! Большое вам спасибо за ваши уроки, и зато ,что вы помогаете людям понять ,компьютерную грамотность, досвидание.