• FaceBook
  • Google Plus
  • Twitter
  • Vkontakte
  • RSS via FeedBurner
  • Email FeedBurner

Информационные технологии: информация или технологии?



С точки зрения компьютерной грамотности давайте посмотрим на перспективы ИТ-специалистов и рядовых пользователей ПК: кому же из них принадлежит будущее («прекрасное далеко»)? Прошу не спешить с «очевидным» ответом.

Информация является одним из ключевых ресурсов – этот тезис в настоящее время не подлежит сомнению. Очередная информационная революция, основанная на широком применении компьютеров и Интернета, является масштабной, но при этом далеко не первой в жизни человечества.

Предыдущая информационная революция произошла в середине XV века, и началась она с изобретения печатного станка. За очень короткие сроки многократно снизилась стоимость книг, изготавливаемых «печатниками», по сравнению с ранее выпускаемыми рукописными книгами, которые переписывали от руки по некоторым данным до 10 тыс. монахов-переписчиков по всей Европе.

Буквально за 50 лет книги стали доступны даже беднейшим крестьянам Европы. И как следствие, в книгах стали освещаться не только традиционные религиозные темы (на латыни), но и стали выпускаться книги на местных языках и представлять собой то, что мы сейчас называем «беллетристика».

Важно отметить, что революция в книгоиздании позволила выйти на первый план ремесленникам – «печатникам», которые сосредоточились на развитии и совершенствовании технологии книгопечатания. Но очень скоро основные «лавры» перешли от них к издателям, которые основные усилия направляли на поиск информации, представляющей интерес для широкой публики.

Таким образом, опыт предыдущей революции в информационных технологиях показал, что если в начале на первое место выходят специалисты, которые занимаются развитием «технологий» (“Т”), то вскоре лидерами (и наиболее уважаемыми членами общества) становятся  те, кто основное внимание уделяет понятию «информация» (“И”) и стремится сделать ее как можно более доступной, опираясь при этом на новые «технологии».

Если это перенести на современную  информационную революцию, то мы можем видеть очень похожую ситуацию. Первоначально с изобретением ЭВМ, компьютеров, персональных компьютеров, компьютерных сетей и новых технологий обмена информацией на первый план вышли специалисты по технологии.

Я имею в виду специалистов, которые занимаются развитием того, что скрыто в букве «Т» аббревиатуры «ИТ – информационные технологии». Это системные администраторы, специалисты по ремонту компьютеров, программисты, специалисты по защите информации, веб-мастера и другие ИТ-специалисты.

Но по мере развития технологий становится очевидным, что важнейшей составляющей «ИТ» становится не «Т», а «И», так как именно «информация» интересует пользователей компьютеров и Интернета, а не «технология» ее предоставления.

Важно видеть и то, что новые информационные технологии отнюдь не заменяют, казалось бы, уже устаревающую отрасль книгопечатания. Тиражи успешных издательств во всем мире идут вверх, а информационные технологии с успехом применяются ими для распространения своих изданий, для роста продаж, в том числе путем разработок электронных версий своих изданий. Книги, журналы и газеты по-прежнему остаются востребованными, хотя при этом носители информации могут меняться с бумажных на электронные. Это говорит о том, что и в настоящей информационной революции на первый план постепенно выдвигаются те, кто способен предложить пользователям интересующую их информацию, отодвигая на второй план тех, кто обеспечивает технологическую доставку этой информации потребителям.

Тем, кто стремится стать профессиональным специалистом в области информационных технологий, нужно понимать эти тенденции. Несомненно, все профессии, связанные с «ИТ» будут и дальше развиваться, но при этом все-таки профессии, обеспечивающие технологические возможности информационного обмена, будут уходить на второй план, тогда как на первом месте несомненно окажутся специалисты в области «информации». И специалистам, и ведущим фирмам в области «ИТ» трудно будет отказаться от своего сегодняшнего «звездного» положения, но смена приоритетов от «технологии» в сторону «информации» уже происходит, и будет в дальнейшем смещаться именно в эту сторону.

То же самое происходит и с понятием «компьютерная грамотность». Если с началом широкого распространения компьютеров и компьютерных информационных систем основное внимание при изучении уделялось технологическим возможностям (устройство ПК, работа с операционными системами, программирование, методы работы с прикладными программами и т.п.), то в настоящее время очень важно научиться использовать компьютеры и сети для получения интересующей информации и ее применения в своей профессиональной или личной деятельности.

Книгопечатание породило множество новых профессий, книга внесла существенные изменения во многие  виды деятельности, в которых стало возможно документировать, накапливать и распространять опыт и знания, систематизировать и использовать по назначению. Современные информационные технологии также существенно влияют на профессиональное развитие, привносят изменения в характер выполняемых работ.

Очень многие виды работ в производстве, в управлении, в торговле, на транспорте и др. теперь немыслимы без использования компьютеров и информационных сетей. Компьютер стал и частью нашего быта, для многих очень важной и уже незаменимой, он широко применяется дома для отдыха, для хобби и развлечений, как средство получения информации в дополнение или на замену имеющимся (телевидение, радио и т.п.).

Все это еще более подчеркивает важность составляющей «информация» в аббревиатуре «ИТ» по отношению к «технологии», так как именно информация «правит миром».

P.S. Статья закончилась, но можно еще прочитать:

Специальность оператор ЭВМ

Вредная компьютерная грамотность 1

Не влезай, умрет!



P.P.S. Чтобы подписаться на получение новых статей, которых еще нет на блоге:
1) Введите Ваш e-mail адрес в эту форму:


2) На Ваш e-mail придёт письмо для активации подписки. Обязательно кликните по указанной там ссылке, чтобы подтвердить добровольность своей подписки: подробнее с видеоуроком

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Комментарии: 13 к “Информационные технологии: информация или технологии?”

  • Александр:

    Подписался,получил первый урок,ПРОЧИТАЛ ВСЁ,увлекло,спасибо. А что за книгу в подарок получила Раиса при подписке? Тоже хочу. И,как Ахату,шаблон электронной тетради,можно попробовать.

  • АХАТ:

    Надежда! Все Ваши статьи изложены просто и доступны,в числе которых и Информационные технологии. В этой связи прошу Вас прислать мне-начинающему пользователю ПК Ваши статьи как создать Электронную тетрадь и электронный Архив Информации и Материалов.С уважением Ахат 6июля 2013г.

  • Раиса:

    Решила завести электронную рабочую тетрадь,чтобы скачивать лекции и вопросы,но…ничего не вышло. Где можно почитать?Спасибо

    • Надежда:

      Раиса, вместо электронной можно обычную тетрадь использовать. Почитать можно в книге, которая была в подарок при подписке на курс.

  • Света:

    Информация является источником наших знаний,а технологии-средством
    донесения её до каждого из нас.С развитием технологий объём знания
    увеличивается. Коэффициент информирования общества напрямую зависит
    от технологии.Эти две величины взаимосвязаны. Но первична. конечно.
    информация. а технологии лишь следствия её.

  • Надя:

    Ой как интересно. Спасибо.Мне удалось распечатать эту статью. Пойдем дальше.

  • галина:

    Хотела позаниматься и не нахожу ссылок,про которые говорится в 1м уроке:”ИзменитьВаши данные…” и “Удалить e-mail из списка автора”…

    • Надежда:

      Галина, осталась только ссылка “Отписаться от рассылки”, что тоже самое “Удалить e-mail …”

  • Галина:

    Благодарю.

  • Интересные мысли.
    Я – преподаватель информатики. Прошу Вашего разрешения использовать статью для обсуждения на уроке.