Почему смартфон быстро разряжается в поезде и при поездках


Теперь во многих вагонах и купе российских поездов есть розетки для подключения зарядных устройств смартфонов, айфонов, ноутбуков, планшетов. Удобно!

Почему смартфон быстро разряжается в поезде

Оглавление статьи (кликабельно):
1. Смартфоны в поезде чаще требуют подзарядки
2. Причины расхода зарядки смартфонов в движении

3. Смартфоны не жалуются, но компенсируют трудности повышенным расходом зарядки
4. Почему отправка сигналов является более энергоемким делом, чем прием сигналов

5. Как по значкам на телефоне понять о том, что имеются проблемы со связью
6. С 2025 года смартфоны будут медленнее разряжаться в дороге
7. Зачем выключать телефон или переходить в самолетный режим

Детская загадка:
«Условие задачи: Стоит на побережье маяк.
Он то потухнет, то погаснет, то потухнет, то погаснет…
Вопрос: Почему моряки не видят сигналы этого маяка?»
Ответ:
Маяк не зажигается. Ведь он то потухнет, то погаснет…

Почему смартфоны в поезде чаще требуют подзарядки?

Почти всегда в этих розетках есть напряжение, разве что при длительных стоянках поезда, порой они отключаются на время. Розетки в поездах всегда пользуются популярностью.

Бывает так, что кто-то в купе как подключится к такой розетке, так и не вынимает зарядку до конца поездки. Даже образуется своего рода очередь к розеткам. Хотя, казалось бы, зачем постоянно пользоваться розеткой? Ведь у смартфонов, планшетов и ноутбуков есть аккумуляторные батареи, которые держат заряд довольно приличное время.

Но почему-то именно в поездке, в частности, в поезде быстро садится зарядка телефона. И  потребность в более частой зарядке возрастает. Может потому, что в поезде смартфон позволяет коротать время? И мы им пользуемся чаще? Да, такое объяснение возможно. В поезде многие пассажиры сидят или лежат, держа перед собой смартфоны и айфоны.

Но не только частым использованием гаджетов можно объяснить природу постоянных подзарядок устройств.  Дело в том, что поезд не стоит на месте, а движется. А в движении телефоны, планшеты и ноутбуки расходуют больше энергии, если они подключены к мобильной связи. Это почему?..

Причины дополнительного расхода зарядки смартфонов в движении

Когда-то поезда были менее энергоемкие, если можно так выразиться. В них было слабое освещение. Индивидуальные лампы для каждого пассажира были редкостью. Общие светильники светили так, чтобы можно было найти путь к выходу из вагона. А вот почитать книжку – это было утопичное желание, если за окном стемнело. Смартфонов тогда не было, бумажные книги были.

Правда, если во время стоянки поезда окно купе вагона оказывалось прямо напротив столба уличного освещения, в купе попадал свет с улицы, достаточный даже для прочтения одной-двух страниц. Если, конечно, стоянка длилась хотя бы несколько минут. Потом поезд трогается, свет постепенно исчезает. На короткое время свет с улицы появляется снова от очередного столба с освещением, снова исчезает, снова появляется и… наступает полная темнота.

Можно в таких условиях почитать книжку? Вряд ли. Мгновений, когда свет с улицы проникает в окно, явно недостаточно, чтобы схватить хотя бы одну-другую фразу из книжки. Приходится отложить литературу на потом.

А наш гаджет, смартфон, айфон, планшет в современном поезде чувствует себя почти так же, как и упомянутый читатель в темном купе и в ночной тиши, окружающей движущийся поезд. Правда, для смартфона не нужны столбы освещения, зачем они ему?  Зато смартфон (либо планшет, айфон, любой другой гаджет, снабженный СиМ-картой для подключения к сотовой связи) остро нуждается в коммуникациях с вышками сотовой связи.

Как смартфон действует при поездке? Его действия можно представить следующим образом. Итак, ему нужна вышка сотовой связи, без нее ничего не получится. Вот она, вышка, виднеется на пригорке! Смартфон начинает к ней подключаться. Посылает запрос на подключение. Запрос ушел. Ждет ответ. Есть, ответ получен. У смартфона запрашивают номер СиМ-карты, чтобы идентифицировать нашего сотового оператора. Телефон отправляет номер. Ждет ответ. Номер идентифицирован. Но вышка не обслуживает данного оператора, или нужно подключаться к ней в режиме роуминга.

ОК, пошлем запрос на другую вышку, что также виднеется, правда, уже почти у самого горизонта. Пришел ответ – можно подключаться. Смартфон подключается… Подключился.  Соединение бесшовное, значит, вышка должна определить, где мы остановились в разговорах или в обмене данными при подключении к другой вышке. Для этого опять со смартфона на вышку уйдут некоторые данные, чтобы помочь сотовому оператору обеспечить бесперебойную связь.

Смартфоны компенсируют трудности повышенным расходом зарядки

Все описанное выше, конечно же, наш смартфон проделывает автоматически. Он нам не жалуется на свои трудности. Он просто работает по заложенной в него программе. И вот, наконец, подключение состоялось, обмен данными пошел. Мы и не заметили всех этих процедур, они были выполнены в автоматическом режиме.

Но тут поезд повернул, дороги у нас совсем не прямые, или спустился под горку, или забрался на пригорок и следом спустился вниз. Вышка исчезла, исчезла связь с ней. Так, снова ищем ближайшую вышку. Где она? Ау?! Ура, нашли. Снова шлем запрос, снова идентификация, снова подключение. И так много-много раз.

Вот вам и дополнительный расход электроэнергии. Но это еще не все трудности смартфона при движении…

Поезд движется, смартфон трудится. Он должен успевать за сменой обстановки. В окно нашего купе то «заглянет» сигнал от ближайшей вышки, то пропадет снова. Это как и в ночном поезде в окно то заглянет огонек ближайшего светильника, то исчезнет. Луч света не нужен смартфону, но ему нужен сигнал от вышки. Но он то исчезнет, то появится, то исчезнет, то появится… «То потухнет, то погаснет, то потухнет, то погаснет» – прямо как в нашей детской загадке в эпиграфе.

Вот и трудится наше устройство, пытаясь периодически подключиться то к одной вышке сотового оператора, то к другой, то к третьей… А сколько для такой работы нужно энергии, той самой электроэнергии, что хранится в аккумуляторной батарее?

Отправка сигналов дело более энергоемкое, чем прием сигналов

Как известно из радиотехники, да и вообще на основе здравого смысла, больше всего энергии нужно для излучения сигнала. На прием сигнала и его обработку требуется меньше энергии. А вот чтобы отправить сигнал, отправить его в эфир, отправить так, чтобы он был «увиден и услышан» на расстоянии, на вышке сотового оператора, – для этого нужно много энергии.

Тем, кто не верит в данный тезис о повышенной энергоемкости излучения сигналов, можно посоветовать проделать небольшой эксперимент. Поставьте Ваше устройство в режим «точка доступа». Это такой режим, когда смартфон превращается в роутер, «раздающий» Интернет другим компьютерам, планшетам, смартфонам с помощью Wi-Fi. (О том, как раздавать вай-фай, используя смартфон с Андроидом, подробнее ЗДЕСЬ,  а для айфона – в ЭТОЙ статье.)

Итак, смартфон раздает вай-фай, оставьте его в таком режиме на некоторое время. Заряд батареи может начать просто «таять» на глазах. Батарея разрядится намного быстрее. Почему? Да потому, что в режиме «точка доступа» смартфон стал устройством, не только принимающим, но и излучающим сигналы, то есть отправляющим сигналы. Излучать сигналы труднее, для этого нужно больше электроэнергии, согласно всех мыслимых законов физики.

В стационарном положении, когда сотовый телефон почти не движется, или лежит себе на одном месте, ему особо не приходится излучать. По крайней мере, он излучает, отправляет сигналы только тогда, когда есть необходимость: идет разговор по телефону, идет выгрузка данных в Интернет. А вот прием сигнала, закачка текстов, картинок и видео – это требует меньше энергии.

Чаще всего мы, все-таки принимает сигналы. Реже – отправляем. Так устроены большинство пользователей. За редким исключением. Есть люди, что постоянно что-то генерируют, создают, рассылают задания, указания, советы, идеи, мысли. Но большинство из нас – потребители контента. Мы читаем, смотрим, изучаем, осмысливаем. Не создаем, не генерируем. Поэтому в наших потребительских руках смартфоны чувствуют себя хорошо и спокойно, заряда батареи хватает надолго. Но это до тех пор, пока мы не отправимся в поездку на поезде.

Как по значкам на телефоне понять, что есть проблемы со связью

Стоит нам сесть в поезд, смартфон начинает «нервничать». Ему приходится значительно чаще подключаться к периодически появляющимся и также быстро исчезающим вышкам сотовых операторов. А что делать?

Трудности движущихся вместе с нами смартфонов можно наглядно проследить. Для этого в пути достаточно некоторое время понаблюдать за указателями подключения смартфона к сотовой связи. Можно легко заметить, что во время движения, смартфон будет редко сообщать нам об  уверенной связи с сотовым оператором. Значительно чаще значки на экране смартфона будут говорить об отсутствии сигнала, или о плохом качестве связи. Вот вам и проблемка…



значки на телефоне сообщают о проблемах со связью

Рис. 1. Указатели подключения смартфона к сотовой связи.

На рис. 1 видно, что у смартфона есть две симки. Сигнал от каждой симки представлен в виде лесенки из четырех ступенек (желтая цифра 2 на рис. 1). Все ступеньки яркие, что означает наличие сильного сигнала мобильной связи. Совсем плохо, когда «ступенек» не будет вовсе – это означает,  что связи с какой-либо ближайшей вышкой сотовой связи нет вообще.

Символ Н+ (желтая цифра 1 на рис. 1) означает хорошее соединение в стандарте 3G. Если появится символ E, то это будет означать, что связь плохая, работать невозможно. Очень хорошо, если будет символ LTE – это отличное соединение.

По аналогии со смартфоном, у которого пропал сигнал и связь с вышкой, можно вспомнить читателей книг в старом поезде без внутреннего освещения. Почитать книжку хочется? Приходится ждать либо остановки поезда возле столба с лампочкой, либо ловить одиночные всплески света с улицы.

Смартфону приходится жить ровно также. Ждать всплески сигнала и быстро-быстро подключаться к «пробегающей» мимо вышке. А потом снова ждать, и снова подключаться. А ожидание – это тоже расход электроэнергии. Это такая посылка сигналов «в ночи» в никуда, в эфир: «Вышка где ты? Отзовись? Я – Трианон, я – Трианон. Юстас, ответьте Алексу!..» Рассылка сигналов, пусть даже в никуда, – это тоже дополнительный расход энергии.

В 2025 году смартфоны станут медленнее разряжаться в дороге

Получается, что для нас, для людей в поездах, стало значительно комфортнее: удобное освещение, читай книжки сколько душе угодно, есть и розетки 220В. Появился даже Wi-Fi в поездах РЖД, пусть еще не в полной мере позволяющий работать в глобальной сети Интернет.

А вот для наших смартфонов, айфонов, планшетов, ноутбуков еще не создана удобная инфраструктура, чтобы они могли спокойно подключаться к вышкам сотовых операторов в течение всего пути следования поезда. Ну, нет пока такой инфраструктуры. Не успели ее создать…

Не хочется вспоминать классика Н.А. Некрасова с его строками:
«Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».

Скорее всего – придется. На автомобильных дорогах федерального значения уже значительно лучше с вышками сотовой связи. Со временем, думаю, руки дойдут и до железных дорог.

Ну, а пока компенсировать отсутствие надежной связи нашим гаджетам приходится за счет расходования дополнительной электроэнергии. Вот и стоит люди в очереди к розеткам в вагонах поездов, если их там не много. А там, где розеток сделали достаточное количество, проблем с подзарядкой уже нет. Можно пользоваться смартфонами всю дорогу подряд.

Правда, давайте не мешать друг другу, и будем в дороге переводить гаджеты в беззвучный режим, пользоваться наушниками. Хотя, конечно, это уже совсем другая история…

Когда статья была опубликована, буквально сразу появилась официальная информация о том, что разрабатывается проект высокоскоростного интернета для пассажиров поездов, автомобилей и даже самолетов. Сигнал от мобильных устройств будут принимать и передавать специальные вышки с радиусом действия до 150 километров. Такие вышки смогут поддерживать устойчивые соединения с быстро движущимися объектами.

Первый проект  такой связи обещают реализовать к 2025 году в направлении Москва-Адлер для пассажиров поездов, автомобилей, автобусов, самолетов. Вероятно, такая услуга будет платной. Названа стоимость порядка 300 рублей. Осталось подождать до 2025 года…

Можно выключить телефон или перейти в самолетный режим

Для экономии заряда на телефоне есть два кардинальных метода:

  1. выключить телефон;
  2. либо перейти в самолетный режим.

Некоторые люди предпочитают вообще отключать свой смартфон в поезде, чтобы к моменту приезда сохранить зарядку на телефоне. Особенно это может быть актуально, если в поезде плохо с розетками 220В.

Второй вариант, чтобы сэкономить заряд батареи – включить на телефоне самолетный режим. Тогда телефон прекратит взаимодействовать с вышками сотовой связи. И его батарея будет разряжаться намного медленнее.

Самолетный режим еще называют автономным, потому что телефон отключен от сотовой связи и находится в автономном режиме. Чтобы включить автономный режим на смартфоне с операционной системой Андроид, следует

1) открыть Приложения.

2) Затем найти там Настройки.

3) В настройках ищем строку “Автономный режим” со значком самолетика (рис. 3).

4) Кликаем по этой строке, выскакивает окно с заголовком “Включить автономный режим”, где перечислены последствия, к которому приведет переход в такой режим (рис. 2):

включить автономный режим на смартфоне

Рис. 2. Включаем автономный режим на смартфоне.

5) Нажимаем “Включить” (рис. 2). После этого появится зеленая галочка напротив строки “Автономный режим”, а в верхней строке будет значок самолетика (рис. 3):

самолетный режим Андроид

Рис. 3. Включен самолетный режим на смартфоне с Андроидом

Чтобы отключить самолетный режим, надо проделать такие же действия, в том же порядке:

  • Сначала нажать в Настройках на зеленую галочку напротив “Автономный режим”.
  • Потом согласиться с последствиями такой отмены.
  • В итоге напротив “Автономного режима” галочка будет пустая.

Тогда телефон срочно начнет соединяться с ближайшей вышкой сотовой связи. После этого, смартфон будет принимать письма, сообщения, пропущенные звонки и прочую информацию, поступившую за то время, когда телефон был в автономном плавании.

Материалы по теме:

1. Куда «уплывает» трафик интернета в Android и как его экономить

2. РЖД вокзал: что полезно знать каждому пассажиру

3. Если забыли вещи в поезде РЖД, поможет онлайн поиск

4. Игра Крестики-нолики онлайн в Google и в браузере Google Chrome




Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик.
Уже более 3.000 подписчиков

.

Важно: необходимо подтвердить свою подписку! В своей почте откройте письмо для активации и кликните по указанной там ссылке. Если письма нет, проверьте папку Спам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Комментарии: 5 к “Почему смартфон быстро разряжается в поезде и при поездках”

  • Жанна:

    Надежда, добрый день! Будьте добры, просветите меня в таком вопросе!
    Если выдернуть из разъема системного блока сетевой кабель и снова через какое-то время вставить, восстановится само подключение компьютера по локальной сети с сервером и интернет?
    Заранее очень признательна, Жанна.

    • Надежда:

      Здравствуйте, Жанна. Да, подключение к Интернету и к серверу автоматически восстановится после подключения сетевого кабеля LAN.
      С подключением по Wi-Fi могут быть проблемы, если сначала отключиться, а потом подключиться обратно. А сетевое подключение через кабель LAN обычно само восстанавливается.

  • Алексей:

    Добрый вечер, уважаемая Надежда! Спасибо за пост! У меня установлена прога “Cell signal info”(замер скорости передачи данных), если я её не отключу, а передачу данных отключу, то она будет продолжать искать вышку и расходовать батарею, т к будет работать по другому протоколу или батарею расходовать не будет?

    • Надежда:

      Здравствуйте, Алексей. Разные приложения (программы) по-разному расходуют заряд батареи. Посмотреть, как влияют приложения на разряд батареи можно, если посмотреть статистику расходования заряда батареи. В Андроиде это выполняется с помощью следующей последовательности: Настройки – Батарея – Статистика. Там Вы увидите на первом месте самое энергоемкое приложение, за ним следующее более экономное приложение и так далее.
      При отключении передачи данных энергии будет экономиться больше, чем ее расходует указанное Вами приложение. Само приложение не будет искать вышки сотового оператора, оно только измеряет скорость передачи данных. Однако для экономии батареи лучше вообще отключать любые приложения, которые не нужны в данный момент. А зачем нужно работающее приложение по измерению скорости передачи данных, если сама передача данных отключена?

  • Екатерина:

    Статья была мне полезна, очень вам признательна.